Лукичев В.В. Триангулярная система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Сегодня мы уже хорошо знаем о ряде специфических подростковых реакций, которые превращают переходный период в настоящий кризис. Этот кризис может разрешиться возрастанием опыта сопротивляемости, креативности личности, а может привести к ее гибели. У подобной гибели много имен, от имен несобственных – «наркотики», «криминал» до, собственно, суицида.

К сожалению, в последние годы приходится говорить не только о возрастном (пубертатном) кризисе, как специфической ситуации, переживаемой школьником внутри образовательного процесса, но и кризисе самой образовательной среды. Этот кризис выражается в устаревании традиционной (знаниево-ориентированной) модели образования и поиске парадигмальных оснований для нового взгляда на процесс обучения.

Таким образом, любая инициатива, направленная на работу со старшеклассниками в условиях современной школы должна учитывать эти кризисные обстоятельства и отвечать на их специфические вызовы.

Триангулярная система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (далее – ТС), представляемая нами, безусловно, такой учет осуществляет и дает соответствующие ответы на каждом из проблемных уровней. Во-первых, ТС разработана в рамкахгуманистической (феноменологической) моделиобразования, одной из современных альтернатив знаниевой модели. Данная модель ориентирована на потребностную природу ребенка, делает акцент на создание условий для комплексного развития личности. Во-вторых, все педагогические, терапевтические и психо-коррекционные задачи, решаемые в рамках ТС, базируются на учете возрастных императивов. В частности,возрастной психологии и возрастной девиантологии

Гуманистическая модель

Прежде чем приступить к рассмотрению нашей системы, постараемся обозначить те общие концептуальные основания, которые ее питают.

Итак, что же такое «гуманистический» взгляд на проблему образования, развития и отклоняющегося поведения? Отвечая на этот вопрос, нам не обойтись без краткого экскурса в историю. Гуманистическая модель, это не просто частная точка зрения, но детально разработанная система взглядов, опирающаяся на фундаментальные работы философов и психологов, сформировавших ядро гуманистической парадигмы главным образом в середине, конце 20 века. В тоже время, философский след гуманизма насчитывает несколько тысячелетий: от античности – через эпоху Просвещения – к современной экзистенциально-гуманистической мысли. Философы не чуждые духа гуманизма, каждый на своем уровне, описывали не натуралистические условия существования человека и не абстракции, порождаемые его разумом, но самого человека, в его одиночестве, поиске, отчаянии, любви, и его специфически человеческих отношениях с миром (ср. Ж-П Сартр: «Экзистенциализм – это гуманизм»). Однако непосредственные основания для практической реализации гуманистической модели в образовании, безусловно, дала гуманистическая психология, созданная в середине 20 столетия. Среди наиболее заметных представителей данного подхода: Ролло Мэй, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Фриц Перлз и целый ряд других выдающихся ученых, обусловивших облик современной психологии и психотерапии. Гуманистический акцент здесь означал несколько иное, нежели в философии, главным образом отказ от определения личности через патологию (интенция традиционного психоанализа) в пользу ее рассмотрения через потенциал. Подобный акцент дал основания теориям «самоактуализации» (Маслоу), «творческого ориентирования» (Перлз), «безусловного принятия» (Роджерс), каждая из которых раскрывала проблему человека, как проблему реализации возможностей, на основании глубокого понимания потребностей, лежащих в основе человеческого существования.

Понятие «девиации» в рамках гуманистической парадигмы

Своего родафасилитационная (от англ.facility– возможность)интенция легла и в основу ТС. Нам представляется, что обобщая опыт современной психологии и педагогики, мы можем с полным правом заявить, что девиантное поведение во всем многообразии его форм, является одновременно иотклонением и направлением.То есть мы должны обращать внимание не только на несоответствие девиантных тенденций некому магистральному пути развития личности в ее социальной представленности, но и присущую этим тенденциям энергию, организующую способность и перспективу (то есть когнитивный потенциал), так как, в конечном счете, девиация является способом ориентации и приспособления к среде. Безусловно, говоря «девиантный», мы выносим этим тенденциям определенную оценку с позиций социальной желательности. Но, поступая так, мы забываем, что «отклонение» является не только нашей оценкой, но и оценкой нам, то есть обладает критическим потенциалом по отношению к тем позициям, которые кажутся нам незыблемыми.

Отношения «девиации» и «нормы» организуются в куда более сложный диспозитиф, нежели «плохо-хорошо». Согласно исследованиям Д. Ф. Баррона и Д. Харрингтона, девиантную личность и личность творческую объединяет ряд существенных (для человеческой субъективности как таковой) черт. Это самостоятельность суждений, способность находить привлека­тельность в трудностях, эстетическая ориентация и способность рисковать. Ф. Фарли выделяет особый тип личности — Т-личность. Она определяется как «искатель возбуж­дения». Люди с таким типом личности могут достигать либо высокой степени креативно­сти, либо демонстрировать деструктивное, даже криминальное поведение. Исследования Р. Кастера показали, что активные игроки (гемблеры) обладают более высоким уровнем интеллектуального развития по сравнению с обычными людьми (Custer, 1981). Таким образом, в рамках ТС мы стараемся не только скорректировать разрушительную сторону девиации, но и освободить присущий такому поведению приспособительный и преобразующий потенциал, прислушаться к тому осознанному и неосознанному несогласию, которое заложено в сопротивлении социальным нормам и самому процессу социализации.

«Интеграция» и «потребность»

Важнейшими опорными точками в подобной работе являются два базовых ориентира гуманистической психологии и педагогики:интеграционный и потребностный. Интеграция, в самом общем смысле означает соединение, организацию частей в целое, обладающее более широкими возможностями, нежели каждый из фрагментов, его составляющий. Данный принцип в равной степени справедлив и для психотерапевтической работы (ср. «интегративный подход в психологии и психотерапии»), где субъектом процесса становится личность и для работы со сложной системой, каковой является образовательная среда. Однако для реализации интегративных задач необходимо выполнить одно базовое условие –выделение структуры потребностей. Причем, потребности должны быть верно определены для того уровня системы с которым мы взаимодействуем. Вот почему в рамках ТС, мы стремимся определять потребности не с точки зрения внешних позиций «социального заказа» и абстрактной социальной нормы, но сообразуясь с запросом той личности или группы, которые участвуют в работе.

Ниже мы подробно рассмотрим модель триангулярной системы во взаимодействии со структурой образовательного пространства.

 

Чем же является ТС по сути?

Во-первых, как следует из самого названия, этосистема, а значит, в рамках данной работы будет соединено несколько элементов, в нашем случае контингентов формирующих структуру образовательного процесса. Очевидно, также, что работа с этими элементами будет носить не спонтанный и стихийный, а регулярный и целерациональный характер. Во-вторых, это системапсихолого-педагогического сопровождения,что означает разработку и внедрение на регулярной основе психологических, педагогических и психокоррекционных технологий работы с целевыми контингентами. И, наконец, следует рассмотреть сам принциптриангуляции (от англ.Three angle – треугольник).

Данная модель предполагает, что эффективность работы с группой подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (см. схему) напрямую связана с эффективностью работы, проводимой с родительской общественностью и педагогами. Осуществляемые параллельно коррекционные, терапевтические и просветительские воздействия на целевые контингенты формируют единую зону поддержки и безопасности внутри образовательного процесса, снижают как субъективные риски развития девиантных тенденций в группе подростков, так и средовые рискогенные факторы.Основные из которых: деструктивные стили воспитания и общая дисфункциональность семейной системы, недостаточная профессиональная компетенция, эмоциональное выгорание педагогов.

 

Ниже мы рассмотрим процессуальные основания построения ТС:

- Комплексность

Работа проводитсясо всеми участникамиобразовательного процессас учетом спецификиконтингентов.

- Мотивированность

Учет реальных потребностей(см. выше) участников группы (подростков, родителей, педагогов) позволяет добитьсяличностной вовлеченностив работу

-Актуальность

Работа ориентируется нареальный процесс с актуальными проблемами(подростки: работа с жизненными обстоятельствами, возрастными потребностями,родители: обсуждение ситуаций связанных именно с их детьми,педагоги: обсуждение конкретных проблем взаимодействия со «сложными» учениками, поиск и формирование ресурсов необходимых «именно мне, именно здесь и теперь») Материалом здесь становится не теоретическая абстракция, а реальная ситуация, что способствует большему вовлечению контингентов в работу

- Дифференцированность

Для каждой группы разрабатываютсясоответствующие форматы работыс постановкой специфических задач, работающих на единую цель: обеспечение помощи подросткам, находящимся в сложной жизненной ситуации, через создание поля безопасности внутри образовательного процесса.

- Взаимодействие

Специалисты, работающие по каждому из трех направлений, находятсяв постоянном взаимодействии, обеспечивая циркуляцию информации икорректируя свою работу с учетом актуальных потребностейучастников процесса.

Цели и задачи

 

В структуре целей и задач ТС, основной целью должна считатьсяпревенция девиантных тенденций в подростковой среде. Однако системность, как главная характеристика проводимой работы, требует постановки дополнительных целей, каждая из которых будет соответствовать работе с одним из целевых контингентов. Так, целью работы с контингентом родителей станетэффективное включение в ситуацию развития подростка и нормализация стилей воспитания, для контингента педагогов –повышение профессиональной компетенции и превенция эмоционального выгорания. Фактически, на более высоком уровне абстракции, мы можем говорить о создании единого поля безопасности, своего родапомогающей средывнутри образовательного процесса, как единой мета-цели триангулярной системы.

 

Для обеспечения целей программы предусмотрено:

- организация и ведение регулярной тренинговой группы для подростков

- организация и проведение регулярного «родительского клуба»

- организация и ведение регулярной обучающей группы для педагогов и школьных психологов

 

Основные форматы и методология работы с целевым контингентом и регулярными группами: эффективность ТС обеспечивается за счет регулярной, последовательной и «диалогичной» работы в трех основных группах. Группе подростков, педагогов и психологов, и группе родителей. Для каждой группы, согласно принципу дифференциации, соответствует свой формат и свое поле локальных задач.

Подростки:

Работа с подростками проводится на регулярной основе (не менее одной встречи в неделю) в формате социально-психологического тренинга.

Задачи:

- диагностика (исследование личностных, характерологических и темпераментальных особенностей участников группы, диагностика по плановым срезам)

- присвоение навыков эффективных саморегуляции

- присвоение навыков эффективной коммуникации

- психокоррекционная работа по диагностическим мишеням (агрессия, тревожность, самооценка)

- развитие ассертивности (уверенного поведения)

- повышение устойчивости в трудных жизненных ситуациях

 

Группу составляют учащиеся 8-11 классов. Состав группы определяется экспертным советом, куда входят ведущие психологи ТС, классный руководитель, школьный психолог и социальные педагог. При обсуждении состава участников, используются диагностические данные, полученные в результате первого диагностического исследования.

Структура психодиагностической работы с подростками в рамках ТС

Структурой психодиагностического сопровождения работы в группе «Подростки» предполагается 2 плановых исследования:

 

1) Исследование субъективного статуса участника группы:

Исследование темпераментальных, характерологических и коммуникативных особенностей участников группы. Диагностика проводится непосредственно перед включением участника в группу. Данное исследование каждый подросток проходит индивидуально и имеет возможность ознакомиться с ее результатами в любое время «по запросу».

 

 2) Контроль динамики (осуществляется в формате 3-х диагностических срезов в начале, середине и в завершение процесса групповой работы)

 

  1. a. первый плановый диагностический срез.

Первый плановый диагностический срез проводится в первый месяц регулярной групповой работы и включает исследование таких параметров, как:

- уровень тревожности

- агрессивность

- особенности самооценки

- удовлетворенность условиями образования (далее УУО)

  1. b. второй плановый диагностический срез.

Второй плановый диагностический срез проводится в промежутке между 16 и 20 занятием в группе. Диагностируются те же параметры с применением идентичных методик,за исключениеманкеты УУО

  1. c. третий плановый диагностический срез.

Третий плановый диагностический срез проводится за два занятия до заключительной встречи в группе. Диагностируются те же параметры с применением идентичных методик,включаяанкету УУО

 

Социально-психологический тренинг

для девиантных подростков (тематизация)

 

  1. Блок – «Сплочение» (4-6 занятий)

- знакомство

- работа на мотивацию

- работа на сплочение группы, развитие атмосферы доверия и безопасности

- анализ состояния группы

 

  1. Блок - «Самокомпетенция» (8-10 занятий)

- рефлексия

- осознавание (мысли, эмоции, ощущения)

- самооценка

- «я» реальное/ «я» идеальное

- «мои потребности»

- исследование личностных ресурсов

- исследование средовых ресурсов (ресурс группы)

- «как я справляюсь с трудностями» (исследование толерантности к фрустрациям и копинг-стратегий)

- анализ достижений

  1. Блок – «Границы» (6-8 занятий)

- телесные границы

- контактные границы

- исследование межличностных границ в группе

- «ближе-дальше» (эксперимент с границами, осознанный контроль границ)

- анализ достижений

  1. Блок – «Контакт» (12-14 занятий)

- «кто передо мной?» (наблюдение и «фантазии»)

- установление контакта

- удержание в контакте

- эффективная коммуникация (техники «отказа», обращение за поддержкой)

- эмпатия/симпатия/антипатия

- конфликты и их разрешение

-анализ достижений

  1. Блок – «тренинг по запросу» (содержание формируется на основании сбора потребностей группы) возможные темы:

- дружба (что такое «дружба»? какой я друг? развитие навыка аффиллиации)

- интимность/сексуальность/любовь

- уверенное поведение (как сказать «нет»? как отстоять свое мнение?)

- Потеря/разрыв - как пережить горе?

- между «надо» и «хочу» (развитие и поддержание функции осознанного выбора)

Родители:

Работа с родителями проводится на регулярной основе (не менее одной 4-часовой встречи в 2 недели) в формате «Родительский клуб». Направления работы:

-информирование: осуществляется на основании лекционной программы, «по запросу», а также с опорой на информацию по подростковой группе. Информируя, специалист работает с группой, а полученная информация способствует самостоятельной ориентировке родителя в актуальной для него проблеме.

 

Задачи

- Информирование по вопросам:

  • «разъяснение структуры и смысла психодиагностических и скрининговых мероприятий в контексте задач образовательного процесса»,
  • «особенности развития в подростковом возрасте»,
  • «типичные риски и патологические сценарии развития личности в пубертатный период (ПАВ, девиации, суицид)»

- Развитие самосознания в роли «родителя»

- Консультация по проблемам воспитания

- Развитие базовых навыков конгруэнтной коммуникации

 

Программа информационного (лекционного) блока для родителей

Занятие 1

Обзорное занятие:

- знакомство, презентация программы ТС, анонсирование перспектив дальнейшей работы

- мотивация

- сбор индивидуальных пожеланий на последующую работу

- дискуссия

 

Занятие 2

 Лекция: «Жизненный мир подростка»

- подростковые реакции

- потребности подросткового возраста

- ценностный мир подростка

 

Занятие 3

 Лекция: «Пубертатный период, как кризис развития»

- понятие «возрастных кризисов»

- линии развития жизненного мира

- особенности установления контакта с подростком

 

Занятие 4

 Лекция: «Отклоняющееся поведение:

-«отклоняющееся поведение» как понятие и как реальность

-психологический смысл отклоняющегося поведения,

-подростковые девиации,

-стратегии защиты и помощи

 

Занятие 5

Лекция: «Зависимое поведение:

- зависимое поведение как понятие и как реальность,

- психологический смысл зависимого поведения,

- как заметить проблему? На что обращать внимание?

- подростковые аддикции,

-особенности установления контакта c аддиктивным подростком

 

Занятие 6

Лекция: «Суицид: почему подросток не хочет жить?»

- «Суицид» как понятие и как реальность,

-психологический смысл суицидального поведения,

-подростковая суицидальность

-как заметить проблему? на что обращать внимание?

-особенности установления контакта с «суицидентом»

 

Занятие 7

Лекция: «Семья»

- какие бывают семьи?

- функции семьи

- почему семья это важно или «семья, как пространство развития»?

 

Занятие 8

Лекция: «Семья»

- понятие «дисфункциональная семья»

- что такое «нарушенные отношения»?

- почему у «хороших» родителей «плохие» дети?

- о стилях воспитания

 

Занятие 9

Лекция: «Семья»

- феномен «созависимости»

- созависимые отношения

- «кто виноват и Что Делать?»

 

Модуль «установление контакта»

 

Занятие 10

Лекция/практикум: «Границы»:

- границы личности и подростковая безграничность

- типы границ

- как быть «взрослым», но «доступным»

- что такое «слияние» и почему оно опасно?

 

Занятие 11

Лекция/практикум: «Уверенное поведение»:

-как отказать, не отталкивая

-как настоять на своем, не обижая

-поведение в конфликте

-уважение и страх

 

Занятие 12

Лекция/практикум: «Конгруэнтная коммуникация»

- почему подростки не любят «нотации» и «ярлыки»

- я - ты послания

- принцип здесь и сейчас

- между исповедью и откровенностью

 

-консультирование: осуществляется «по запросу», а также в случае выявления тех или иных рисков в ходе групповой работы с подростками. Консультируя, специалист работает индивидуально с каждым родителем и помогает ему в решении конкретной проблемы.

 

Педагогам:

Работа ведется на регулярной основе, разделена на два тематических блока, которые разнятся также и по форматам.

 

БЛОК 1 (Теоретический) Повышение проф. компетенции педагогического состава

В рамках данного блока проводится групповая лекционная и в некоторых случаях тренинговая работа с педагогами.

Занятие тематизируются по двум направлениям:

 

  1. Повышение теоретической подготовки педагогических кадров в области возрастной психологии, возрастной аддиктологии, подростковой суицидологи и подростковой девиантологии.

 

Структура теоретического блока

Занятие 1

Обзорное занятие:

- знакомство, презентация программы ТС, анонсирование перспектив дальнейшей работы

- мотивация

- сбор индивидуальных пожеланий на последующую работу

- дискуссия

Модуль ОКП

 

Занятие 2

- Лекция: «Основы компьютерной психодиагностики»

 

Занятие 3

-Лекция: «Основы компьютерной психодиагностики»

 

Занятие 4

-Практикум: «Основы компьютерной психодиагностики»

 

Модуль: жизненный мир подростка: риски и возможности

 

Занятие 5

Лекция: «Возрастная психология: особенности подросткового возраста»

- подростковые реакции

- потребности подросткового возраста

- ценностный мир подростка

 

Занятие 6

Лекция: «Пубертатный период, как кризис развития»

- понятие «возрастных кризисов»

- я-концепция подростка

- линии развития жизненного мира

- психолого-педагогическая работа с пубертатным кризисом

 

Занятие 7

Лекция: «Девиантное поведение»

-понятие, структура

-психологический смысл,

-подростковые девиации,

-стратегии защиты и помощи

 

Занятие 8

Лекция: «Аддиктивное поведение»

-понятие, структура

-психологический смысл,

-аддиктивное поведение и зависимость,

-подростковые аддикции,

-стратегии защиты и помощи

 

Занятие 9

Лекция: «Суицидальное поведение»

-понятие, структура

-психологический смысл,

-суицидальные паттерны,

-подростковые суициды,

-стратегии защиты и помощи

 

Занятие 10

Лекция/дискуссия: «Обобщение знаний»

- систематизация полученных знаний

- обсуждение сфер применимости

 

Модуль: практические навыки

 

Занятие 11

Лекция/тренинг: Ассертивное поведение

- техники «утверждения» и «отказа»

 

Занятие 12

Лекция/тренинг: Основы конгруэнтной коммуникации

- слушать и слышать

- «присутствие» и «контакт»

- модальность «здесь и сейчас»

 

Занятие 13

Лекция/тренинг: Основы конгруэнтной коммуникации

- владеть собой (осознанная саморегуляция)

- техники рефлексивного и нерефлексивного слушания

- я-ты сообщения

 

Занятие 14

Лекция/тренинг: Границы

- личностные границы

- телесные границы

- проблема профессиональных границ в педагогической практике

 

Занятие 15

Лекция/дискуссия: подведение итогов

- систематизация опыта

- оценка эффективности программы

- анализ собственных приобретений

- обратные связи

 

  1. Информирование педагогов (с учетом принципа конфиденциальности) об основных тенденциях и рисках выявленных в ходе работы с подростковой группой.

 

БЛОК 2(Практический)

Превенция эмоционального выгорания и повышение эффективности личностных ресурсов педагогов.

Актуальность.

Данный вид работы в современной российской школе, к сожалению, фактически не практикуется. Предполагается, по видимому, что «учитель» - это особый вид человека, обладающий «от природы» неиссякаемым запасом альтруизма, высокой устойчивостью к любым стрессовым обстоятельствам, безграничной способностью жертвовать и отдавать, не требуя разумной компенсации и сохраняющий при этом глубокую проницательность, тонкую чувствительность к детской душе и неподдельный энтузиазм к своему делу. Увы, невнимание к особым условиям труда людей «помогающих профессий», отсутствие эффективных технологий поддержки и превенции эмоционального выгорания, приводят к парадоксальной ситуации, ставшей в современной школе общим местом: задачей социализации занимаются те, кто не ощущает социального престижа собственной профессии, ценностную ориентацию и личность школьника формируют те, кто находится в ценностном кризисе и переживает острый дефицит личностных ресурсов.

 Работа в данном блоке носит регулярный характер и построена по принципу тренинговой группы с элементами психотерапии.

Задачи:

- организация обучающего курса «овладение базовыми навыками компьютерной психодиагностики»

- обеспечение базовой теоретической подготовки педагогов по направлениям «возрастная психология» и «возрастная девиантология»

- обеспечение профессиональной осведомленности педагогов в ходе работы с контингентом подростков

- превенция эмоционального выгорания

- обучение эффективному построению профессиональной деятельности с учетом личностных ресурсов.