Фишман Л.С. Профилактика наркомании и спайсовой зависимости в образовательной среде

Прежде чем говорить о наркомании, следует разобраться в самом понятии-наркотик.

Наркотик(слово греческое) означает – приводящий в оцепенение, ступор.

Наркотики – это опасные и вредные вещества, вызывающие необратимые процессы в организме человека и приводящие к развитию психической и физической зависимости, т.е. к развитию тяжелого заболевания-наркомании.

Краткий исторический аспект.

Возраст исторических свидетельств об изготовлении и употреблении психоактивных веществ насчитывают более семи тысяч лет.

Например, в трактатах Древнего Египта упоминается опий, наркотические свойства мака описываются в «Илиаде» Гомера, древние инки использовали коку в ритуальных целях. Наибольшей активности рынок опия достиг в 19 веке.

Каннабисиспользовался в Центральной Азии, Китае, Индии, Ближнем и Среднем Востоке, Африке и Америке.

Эпидемиякокаиновойнаркомании захлестнула США в начале ХХ века.

В СССР в 60-е, 70-е годы процент наркомании был мизерным. Причиной этого был «железный занавес», изолировавший СССР от других стран, жесткий контроль над гражданами и невысокая степень коррумпированности чиновников.

В состав наркоманов входили, в основном, морфисты, получившие зависимость во время лечения от тяжелых заболеваний.

Поэтому профилактика сводилась к предупреждению людей об опасности употребления морфия в качестве медикамента.

В уголовном кодексе СССР не было статьи об изготовлении и распространении наркотиков.

К концу 70-х игнорировать резкое увлечение наркозависимых власти уже не могли, но проблему замалчивали.

80-е годы стали формированием нового образа наркомана.

Молодежь стала употреблять внутривенно опий, эфедрин, перветин, появились любители покурить марихуану.

В конце 90-х страну охватила настоящая эпидемия наркотической заразы среди подростков. Смертность от передозировки в то время была на пределе. Менялись наркотики, появилось большое количество синтетических. Так называемые «дискотечные» наркотики распространялись в местах массового скопления молодежи, на дискотеках, в образовательных учреждениях. Появились наркопритоны.

В России понятие «наркотик» стало юридическим термином после принятия ГД РФ закона № 3-ФЗ от 08.01.1998г. «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Закон трактует, что наркотиками считаются субстанции и препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров подлежащих контролю в Российской Федерации.

В настоящее время в России отмечается распространение веществ, схожих по действию на организм человека с наркотическими средствами и психотропными веществами, но не запрещённых к обороту. Это широкий круг производных индолового и индазолового ряда, применяемых наркопроизводителями в составе «курительных смесей».

Что же происходит сейчас?

Сейчас синтетические наркотики нового поколения обрели популярность среди молодежи.

Спайс, соль, микс – все это опаснейшие наркотики сильного стимулирующего действия, разрушающие психику человека. Они обрели популярность благодаря дешевизне и доступности. Спайс распространяется через интернет и закладки, о месте нахождения которых извещают в СМС сообщениях.

Согласно Федеральному закону то 03.02.2015г. № 7-ФЗ были внесеныизменения в статью 2.2 № 3-ФЗ о том,что в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен включаются вещества, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом.

«Спайс» - это слово позаимствовано у англичан и означает пряность или траву. Оно не носило негативного оттенка, пока американские ученые не изобрели искусственную смесь, которая обладала эффектом тяжелейшего наркотика.

Спайс – это ряд разных трав, пропитанных химическими веществами. Большой проблемой стало быстрое распространение этого вещества никем не контролируемое, т.к. мало, кто знал о его страшных последствиях.

Наконец, поняв масштабы трагедии, осознав количество зависимых, власти многих стран, в том числе и России в 2010 году наложили запрет на использование и распространение курительных смесей.

Несмотря на это, спайсы продолжают распространять в молодежной среде, и наркотизация набирает свои обороты.

Последствия зависимости от спайса приводит в ужас – это тяжелые формы психопатии, шизофрении, уход в нереальный мир, необратимые нарушения работы головного мозга.

В состоянии «кайфа» человек становиться жестоким, у него пропадает контроль над эмоциями, исчезают духовно-нравственные ограничения и самоконтроль. Обкурившиеся молодые люди легко совершают правонарушения, убийства, выбрасываются из окон, бегают голыми по улицам, видят галлюцинации и т.д. Когда действие спайса заканчивается, они часто не помнят, что с ними происходило.

Спайсы нарушают нервную систему до такого состояния, что при прекращении употребления человек не может вернуться к нормальному состоянию. Психозы сохраняются длительное время. Часто спайсовые наркоманы попадают в психиатрические клиники и им требуется длительное лечение.

Отследить и определить точный химический состав спайсовой смеси невозможно (китайские производители спайса постоянно модифицируют формулу наркотического вещества). Поэтому эффект и последствия от воздействия спайсов предугадать очень сложно.

Лечение спайсовой зависимости намного труднее традиционного лечения наркомании.

Всегда лечить болезнь гораздо труднее, чем предотвратить её.

Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез, и родители в большинстве своем заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.

Возможно, поэтому большую часть ответственности за спасение юных душ от наркотиков берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.

Поэтому профилактика наркозависимости должна стать неотъемлемой частью просвещения. Для этого в образовательных учреждениях проводится профилактическая работа, включающая лекции, семинары, тренинги, демонстрации фильмов, социально-психологическое тестирование, просветительскую работу среди родителей, педагогов, организацию досуга и многое другое.

Учитывая актуальность проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

Формирование у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ реализуется за счет мероприятий целостной профилактической системы.

В терминологии ВОЗ различают первичную, вторичную и третичную профилактику.

Задачу первичной профилактики ставят предупреждение употребления наркотиков. В методике этой профилактики существует четыре основных направления:

  • активная воспитательная работа среди молодежи и подростков;
  • санитарно-гигиеническое воспитание населения;
  • общественная борьба с распространением и употреблением наркотиков;
  • административно-законодательные меры.

Вторичная профилактика наркомании - это раннее выявление лиц, эпизодически употребляющих психоактивные вещества, и их лечение, а также предупреждение рецидивов и проведение поддерживающей терапии.

В задачу третичной профилактики входят социальная и медицинская реабилитация больных наркоманией.

Система профилактики наркомании будет более эффективной если:

  • подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;
  • поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • осознание сущности наркотической зависимости будет идтипараллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
  • в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.

Информация по профилактике наркомании должна соответствовать следующим требованиям:

  • быть позитивной и не иметь оттенка безысходности;

негативная информация должна освещать трагические последствия употребления алкоголя и наркотиков;

  • в СМИ не должны демонстрироваться сцены употребления наркотиков и алкоголя;
  • любая публикация должна быть в виде понятной информации и соответствовать рекомендациям по профилактике употребления алкоголя и наркотиков;
  • каждая публикация должна иметь мотивационное воздействие на адресную аудиторию;
  • подготовку материалов должны осуществлять только специалисты – наркологи, психологи, сотрудники правоохранительных органов, социальные работники;
  • любую информацию по профилактике наркомании и алкоголизма должен одобрить специальный экспертный совет.

 

Принципы работы:

К о м п л е к с н о с т ь  и л и  с о г л а с о в а н н о е в з а и м о д е й с т в и е:

  • органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании;
  • специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (воспитатели, педагоги, школьные, медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и др.);
  • органов управления образования (региональном, муниципальном уровне).

Д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о с т ь: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом:

  • возраста детей;
  • степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.

А к с и о л о г и ч н о с т ь: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

М н о г о а с п е к т н о с т ь (сочетание различных направлений профилактической работы):

  • социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
  • психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
  • образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).

Л е г и т и м н о с т ь: профилактическая работа осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).

П р е е м с т в е н н о с т ь. Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:

  • согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;
  • анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений).

Н е п р е р ы в н о с т ь: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования

С и с т е м а т и ч н о с т ь. Работа по профилактике ведётся систематически, а для этого все принимаемые меры сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.

В соответствии с вышесказанным, можно выделить 4 основных 

направления работы в образовательных учреждениях по профилактике наркомании:

1)Работа с детьми:

  • общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
  • работа с детьми «группы риска»;
  • работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;
  • работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.

2)Работа с педагогическим составом:

  • подготовка учителей к ведению профилактической работы;
  • организационно-методическая антинаркотическая работа.

3)Работа с родителями:

  • информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
  • работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);
  • психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;
  • поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).

 

4)Работа с различными организациями,ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (на региональном и муниципальном уровнях).

Основные составляющие системы

профилактики наркомании в образовательных учреждениях и их взаимосвязь

Администрация образовательного учреждения: осуществляет планирование, контроль и координацию профилактической работы в целом.

Учителя-предметники: обеспечивают организацию профилактической работы на уроке (использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока).

Классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психолого-педагогической службой образовательного учреждения и т. д.).

Медико-психолого-педагогическая служба

Педагог- психолог обеспечивает:

  • организацию развивающей работы со всеми обучающимися, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы;
  • психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;
  • психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в процессе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение различных конфликтных ситуаций);
  • проведение социально-психологического тестирования;
  • выделение групп риска с помощью ежегодного тренинга;
  • организацию целостной психологической помощи детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне образовательных учреждений.

Социальный педагог несет ответственность за:

  • привлечение к совместной работе различных заинтересованных

организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;

  • организацию досуга учащихся как внутри образовательного учреждения, так и с привлечением организаций дополнительного образования детей и молодежи;
  • систематическую работу с семьями обучающегося (особенно с семьями детей группы риска).

Органы ученического самоуправления: создают волонтерское движение, проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях.

Библиотека: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.

Учреждения дополнительного образования и культуры: обеспечивают максимальную занятость в течение дня, отсутствие времени для безделья.

Районная и городская наркологическая служба организует:

  • информационно-просветительскую работу с обучающимися о медико-социальных последствиях употребления алкоголя, табака, токсических, наркотических веществ;
  • лекционную работу с педагогическим составом образовательного учреждения по темам, связанным с организацией профилактической работы среди несовершеннолетних, рассматривает вопросы диагностики потребления наркотических веществ;
  • консультативную работу с родителями: признаки приобщения ребенка к наркотикам, лечение наркомании и стратегия поведения родителей в период реабилитации.
  • тестирование обучающихся на предмет употребления наркотиков.

Правоохранительные органы:

  • работают с детьми по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических веществ;
  • осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании;
  • проводят педагогические семинары на тему правового обеспечения профилактической работы в образовательных учреждениях;
  • обеспечивают взаимодействие образовательного учреждения с районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделениями профилактики правонарушений несовершеннолетних для разъединения в районе образовательного учреждения групп наркотизирующихся подростков, которые могут вовлекать в наркотизацию все новых детей и подростков;
  • организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме наркотических веществ.

СМИ и Интернет: оказывают существенное влияние на характер молодежной моды и состояние молодежной культуры в целом. В связи с этим сегодня необходимо:

  • увеличить в сетке телерадиовещания (прежде всего на государственных телерадиоканалах) объем регулярных тематических информационно-образовательных программ профилактической, воспитательной, спортивно-оздоровительной направленности, специализированных программ для детей и молодежи;
  • обеспечить распространение антинаркотических материалов в сети «Интернет» путем создания тематических сайтов.

Семья.

Наркомания сегодня – сложная многоаспектная проблема, которая обусловлена социальными, семейными и личностными факторами. Это болезнь, от которой нужно лечить не только наркомана, но и всю его семью. Именно поэтому одним из ведущих элементов профилактической системы является работа с родителями, которая включает в себя:

  • проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории;
  • родительские собрания с обсуждением воспитательных, психологических проблем развития и поведения ребенка;
  • организацию родительских семинаров по проблемам семьи, воспитания и антинаркотической профилактической работы;
  • организацию родителей, готовых участвовать в оказании социальной поддержки другим семьям, создание групп родительской поддержки для «трудных» семей данным образовательным учреждением;
  • работа с конфликтными семьями, включая данные о случаях социального вмешательства со стороны службы социальной помощи;
  • семейное консультирование по проблемам взаимоотношений с ребенком;
  • психологическую поддержку семье со стороны школьного психолога, социального педагога;
  • оказание помощи родителям в проведении в семье тестового контроля вероятных случаев токсико-наркотического опьянения;
  • консультирование родителей по особенностям взаимоотношений с ребенком, который прошел лечение и находится на стадии реабилитации.

Правильно проводимые профилактические мероприятия обязательно станут сдерживающим фактором и уменьшат риски приобщения молодежи к наркотикам.

 

Тактика поведения педагога при реальном столкновении с употреблением учащимися курительных смесей или других ПАВ:

В случае, когда состояние подростка может быть расценено как алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо:

  1. Удалить учащегося из класса (группы), отделить его от остальных детей.
  2. Немедленно поставить в известность руководителей учреждения.
  3. Срочно вызвать медицинского работника.
  4. Известить о случившемся родителей (опекунов).
  5. Нецелесообразно немедленно проводить разбирательство о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков. Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после встречи с родителями и медицинским работником, т.е. после получения объективной информации о возможностях и путях коррекционного вмешательства.
  6. При совершении подростком в наркотической интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.

Самым грозным осложнением употребления наркотиков и токсических средств является передозировка: может наступить смерть от остановки дыхания, сердца или перекрытия рвотными массами дыхательных путей. Важно вовремя оказать первую помощь и вызвать «Скорую помощь». Признаками передозировки являются: потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхание, плохо прощупывающийся пульс, отсутствие реакции на внешние раздражители, рвота.