Фишман Л.С. Асоциализация несовершеннолетних потребителей ПАВ и их ресоциализация
Социализация – это интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей.
Социализация рассматривается как усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.
Усвоение социального опыта всегда субъективно.
Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-разному переживаются различными личностями.
А потому они оставляют неодинаковый след в психике, в душе, в личности различных людей.
Социальный опыт, который выносится разными людьми из объективно одинаковых ситуаций, может быть существенно различным.
С.И. Гессен в своей работе «Основы педагогики» писал:
«Давление внешней среды должно соответствовать внутренней силе сопротивления растущей личности ребенка. Центростремительная сила в человеке должна всегда превышать центробежные силы внешней культуры, но и непрерывно ощущать их возрастающий напор»
Процесс социализации существенным образом зависит от общепринятых норм в обществе, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность.
В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.
Понятие «социализация» сводится к усвоению личностью социальных норм, ценностей, ролей, одобряемых обществом и направленных на его стабилизацию и нормальное функционирование.
«Асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.
Следует отметить ещё два термина:
«десоциализация» и «отставание в социализации».
Десоциализация - на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация под влиянием отрицательной микросреды.
У личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен появляются новые антиобщественные нормы и образцы поведения.
Таким образом, термин «десоциализация» близок по содержанию понятию «асоциализация», однако отражает несколько иную грань этого процесса в общественном контексте.
Отставание в социализации означает несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапа социализации.
Этот термин кажется далеким по смыслу от понятия «асоциализации», но тем не менее он связан с ним.
Отставание в социализации, не будучи антиобщественным, все же может со временем привести (и часто приводит) к усвоению личностью негативных норм или к бездумному подчинению такой отставшей в социализации личности воле других антиобщественных элементов.
Асоциализация личности происходит в те же хронологические периоды (детство, отрочество, юность), что и социализация, в то время как десоциализация может осуществляться и в зрелом возрасте.
Социально-психологический механизм асоциализации (десоциализации) личности на раннем этапе проявляется в подражании более старшим или взрослым, ведущим асоциальный образ жизни, и перенятия у них негативных образцов поведения определенной субкультуры.
При этом основным мотивом выступает желание быть взрослым, получить одобрение в данной отрицательной микросреде.
Факторы социализации – это обстоятельства, которые побуждают человека к активному действию.
Факторов социализации всего три:
-макрофакторы(космос, планета, страна, общество, государство),
-мезофакторы(этнос, тип поселения, СМИ)
-микрофакторы(семья, группы сверстников, организации)
Причины приобщениянесовершеннолетних к употреблению ПАВ и вовлечение их в асоциальную среду
Обстоятельства, достоверно увеличивающие шансы индивида стать потребителем наркотиков, называются факторами риска употребления ПАВ.
Обстоятельства, достоверно снижающие шансы индивида стать потребителем ПАВ, называются факторами защиты – протективными факторами.
Все они могут быть сгруппированы в три категории:
— история жизни, происхождение;
— социальные факторы;
— личностные факторы.
Взаимодействие этих факторов и их взаимное влияние на человека приводит к аддиктивному поведению, либо препятствует его формированию. История жизни, происхождение
- Демографические факторы (возраст, социальная принадлежность, вероисповедание).
- Биологические факторы
- Окружающая среда (культурные традиции, доступность наркотиков)
Социальные факторы
- Школьные факторы (академическая успеваемость, сплоченность учащихся, школьная атмосфера).
- Семейные факторы (структура семьи, семейные традиции, стиль общения, дисциплина, родительский контроль, отношение семьи к приему наркотиков, употребление наркотиков родителями).
- Влияние масс медиа (реклама табака и алкоголя, показ ролевых моделей наркоманов).
- Влияние сверстников (употребление наркотиков, установки сверстников в отношении приема наркотиков).
Личностные факторы
- Знания, представления, ожидания (знания об отрицательных последствиях приема наркотиков, распространенности приема наркотиков, представления о злоупотреблении наркотиками, нормы/ожидания в отношении употребления наркотиков).
- Личные умения/навыки (умение принимать решение, разрешать проблемы, умение управлять своими эмоциями, контролировать поведение, умение разрешать конфликты, ставить и достигать цели).
- Социальные навыки (умение общаться, умение отстаивать свою позицию, умение отказать, умение оказывать поддержку, принимать помощь).
- Психологические факторы (самооценка, понимание себя, представление о своих перспективах в жизни).
Факторами защиты от риска употребления психоактивных веществ могут быть:
- благополучное социальное окружение;
- наличие семьи, семейная стабильность и сплоченность, воспитание и теплые, близкие отношения с членами семьи;
- достаточный уровень жизни, доступность служб социальной помощи;
- устойчивость к стрессу, физическое и психическое благополучие;
- высокая самооценка, развитые навыки самостоятельного решения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, устойчивость к давлению сверстников, умение контролировать свое поведение;
- вовлеченность в общественную жизнь.
Социальная адаптация необходима как здоровым, так и больным людям.
Без снятия эмоциональной напряженности (реабилитации) невозможна социальная адаптация. В данном случае важны не только восстановление социальных функций, но и нормализация психических состояний.
В социальной реабилитации нуждаются лица, испытывающие потребность не только в социальной помощи, но и в психотерапии, психокоррекции .