Лукичев В.В. Общие рекомендации по организации психопрофилактической работы с родителями учащихся

Специфика и сложности психопрофилактической работы с родительским контингентом

Традиционно наиболее сложным контингентом дляпрофилактическойработы (в самом широком смысле ипсихопрофилактической, в частности) оказываются родители учащихся. Это объясняется рядом универсальных и ситуационных факторов.

Прежде всего, родители находятся вне образовательного учреждения. Они не присутствуют в повседневной жизни учебного учреждения и уже поэтому требуется некоторое перманентное усилие со стороны специалистов образовательного учреждения, чтобы смыслы и нужды образовательного процесса заинтересовали родителей.

Кроме того, на уровне масс культуры, к сожалению, существует и постоянно воспроизводится пародийный и крайне негативный образ «приглашения родителей в школу»: либо денежные поборы, либо неприятная информация о ребенке.

В случае профилактической работы к этому добавляется еще и страх прослыть «несостоятельным родителем трудного подростка».

«Зачем мне это слушать? С моим ребенком все и так в порядке! Пусть ходят те, кого это касается» - это убеждение, построенное на непонимании целей и задач психопрофилактики, препятствует вовлечению родителей в активную работу. Часто эти установки косвенно поддерживаются и образовательным учреждением через отсутствие просветительской работы, направленной на знакомство родителей с различными направлениями активности школы и мотивацию вовлечения. Также препятствием к установлению продуктивного сотрудничества и диалога с родителями оказывается отсутствие психологической культуры у педагогов, а иногда и школьной администрации. Это приводит к непониманию базовых принципов взаимодействия с целевой группой, первым из которых является "потребностная ориентация" послания. Иными словами, "хочешь быть услышанным, учитывай актуальные потребности того, с кем ведешь диалог". В случае работы с родителями учащихся это:

- потребность в уважении         ;

- потребность в конфиденциальности (подробнее см. раздел "искусство построения мотивационной беседы").

Вот почему начиная психопрофилактическую работу с контингентом родителей,мы должны предполагать определенный уровень сопротивления, как неизбежный и закономерный феномен.

Работа с данным феноменом станет первым и важнейшим этапом психопрофилактики, ведь установление открытого диалога между специалистами образовательного учреждения и родителями – существенный фактор протекции в профилактике девиантных тенденций у детей и подростков.

Необходимым условием преодоления сопротивления является грамотно выстроенная мотивационная работа, основные направления и формы которой мы рассмотрим в следующем разделе.

Мотивационная работа с родителями

В предыдущем разделе уже говорилось о важности мотивационной работы с родителями. Актуальность такой работы еще больше возрастает в связи с проводимым последние годы общероссийским тестированием обучающихся на предмет выявления факторов риска приобщения к ПАВ. Ниже мы постараемся привести основные принципы построения мотивационной работы с контингентом родителей, подтвердившие свою эффективность в ходе работы по подготовке первого этапа (социально-психологического) тестирования, проведённого специалистами реабилитационного центра и авторами этой статьи.       
Итак, если мы «мотивируем» - значит, нашей целью становится не подавление воли и сознания того, к кому мы обращаемся, но, напротив, мобилизация его собственного понимания и желания реализовать ту или иную активность. Что для этого необходимо? Традиционно, любая мотивационная технология включает в себя три базовых аспекта:

- информационный

- мобилизационный

- аффеляционный

Информационная составляющая предполагает предоставление достаточной для ориентации в вопросе информации, мобилизационный – обращение к потребностям личности или группы, аффеляционный – солидаризация с потребностями личности или группы, поиск путей их максимального выражения в контекстеобщейактивности.

Рассмотрим эти принципы на практике работы с родителями школьников

  1. Информация.Зачастую родители учащихся не понимают, в какую именно процедуру или активность собираются вовлекать их детей. Это становится основанием для подозрений и недоверия. В этом случае, необходимо своевременно и максимально полно предоставить родителям всю необходимую информацию, касательно общей ситуации, послужившей основанием для актуализации той или иной меры. Дать полное описание процедуры, указать на ее легитимность, как с правовых, так и общечеловеческих позиций. Описать цель, смысл и перспективное значение данной процедуры.
  2. Мобилизация.Теперь обсудим те потребности, с которыми сталкивается специалист, работающий в системе профилактики, обращаясь к родителям учащихся.

Потребность в уважении.Выражается в желании родителей выглядеть компетентно и авторитетно в вопросах воспитания собственного ребенка. Решать, что для него хорошо и что плохо (даже если у государства на этот счет есть свое мнение), определять для него оптимальные пути развития, выражать свою позицию и быть услышанными в диалоге со специалистами системы образования.

Если в нашей работе, мы будем игнорировать данную потребность, выступая, как исключительные эксперты в вопросах воспитания и обучения, навязывать «казеную» точку зрения, там, где речь идет о близости живых людей – это спровоцирует рост сопротивления, обесценивания наших усилий и агрессии со стороны родителей, уход из диалога и отказ от участия в той или иной предлагаемой активности.

 Потребность в конфиденциальности.Выражается в желании родителей защитить себя и своего ребенка от распространения той или иной информации, которая может послужить основанием для формирования негативного отношения к учащемуся со стороны сверстников и педагогов, поставить под сомнение компетентность родителей, негативно повлиять на будущее ребенка или стать основанием для вмешательства государства в дела семьи.

Игнорирование данной потребности неизбежно приведет к избегающему поведению со стороны родителей, желанию уклониться от взаимодействия со специалистами системы профилактики и ограждению ребенка от таких взаимодействий вплоть до изъятия их учебного процесса (например, под видом болезни или отъезда)

Если специалист сумел вовремя обнаружить и откликнуться на данные потребности, лежащие в основании родительских подозрений и настороженности, он обязательно обнаружит спектр потребностей, которые проявятся на заключительном этапе мотивационной работы и будут являться ее главным позитивным ресурсом:

Потребность в безопасности.Выражается в желании родителей оградить себя и своего ребенка от негативного влияния небезопасной среды, избежать вреда здоровью ребенка, защитить его от опасных тенденций, распространяющихся в детской среде, сделать процесс семейного воспитания более комфортным и успешным.

Потребность в информированности.Выражается в желании получить полную и объективную информацию о реальных угрозах здоровью и безопасности ребенка, способах эффективной реализации задач семейного воспитания.

 Потребность в поддержке.Выражается в желании довериться компетентному специалисту и получить содействие в разрешении сложных проблем семейного воспитания, разделить переживания связанные со сложностью реализации родительской роли.

Для того, чтобы раскрыть данные потребности и сделать их ресурсом профилактической работы необходимы особые форматы, каждый из которых пригоден для разрешения специфических задач внутри комплексной психопрофилактической системы. Речь о них пойдет в следующем разделе.

Форматы профилактической работы с родителями.

Выше уже приводились принципы эффективной психопрофилактической программы.Дифференциация рабочих форматов– один из таких принципов. Важен этот принцип и в работе с родителями учащихся, поскольку полнота профилактического эффекта здесь также достигается за счет решения ряда специфических задач. Давайте обозначим их:

- Информирование

- Вовлечение/кооперация

- Поддержка

Информирование.

Включает предоставление разноплановой информации, необходимой для понимания целей и задач психопрофилактической работы, определения собственного места и ответственности в ней, понимания ее значения для формирования благополучия ребенка.

Для решения данной задачи подходят следующие форматы:

Беседа:нерегулярные мероприятия, в которых участвуют как специалисты образовательного учреждения, так и приглашенные специалисты, предоставляющие родителям специальную информацию согласно заявленной тематике. Беседа может включать лекционную часть и интерактивную часть (вопросы и обратная связь аудитории), однако в этом формате невозможна коррекция содержания сообщаемой информации с учетом актуальных запросов и рецептивной готовности аудитории. Наиболее эффективны мотивационные беседы, предваряющие регулярную и комплексную информационную работу в форматепсихопрофилактическоголектория.

Психопрофилактический лекторий:серия лекционных мероприятий, полностью охватывающих определенную психопрофилактическую проблематику. Оптимально проведение лекториев на базе уже функционирующихродительских клубов (см. ниже).Как правило, структура данного формата предполагает специальное мотивационное занятие (знакомство, установление контакта с аудиторией, сбор потребностей группы), серию бесед и ассимиляционное занятие (вопросы, обратная связь, контроль усвоения информации).

 Лекторий проводится специально подготовленным сотрудником образовательного учреждения или приглашенным для этой работы специалистом. Данная форма работы позволяет корректировать содержание курса с учетом актуальных потребностей и рецептивного потенциала аудитории и обладает рядом неоспоримых преимуществ по сравнению с нерегулярными беседами.

Вовлечение/ кооперация

Преимущество регулярных и хорошо систематизированных мероприятий над стихийными трудно переоценить. Однако для их проведения должна быть предварительно сформирована рецептивная готовность аудитории. То есть, аудитория должна стать группой, объединенной общностью целей. Для того, чтобы родители учащихся образовали такую группу необходим специальный формат, который мы здесь обозначим, как «родительский клуб»

Родительский клуб – представляет собой регулярное объединение родителей на школьных площадках, для общения, получения специальной информации, неформального диалога с преподавателями и школьной администрацией. Проводится в форме регулярных встреч с заранее заявленной тематикой. Ведущим, как правило, выступает психолог или педагог, владеющий основами психологической культуры. Цель клуба - облегчить диалог между родителями и школой, сплотить родителей и кооперировать со специалистами образовательного учреждения на основании общей заботы о благополучии учащихся. Важно отметить, что тематика встреч в родительском клубе далеко не всегда ограничивается вопросами психопрофилактики, однако само наличие такого клуба всегда (!) является ресурсом и инструментом комплексной психопрофилактической программы.

Поддержка

Вовлечение родителей в диалог со специалистами системы психопрофилактики приводит к их самораскрытию, в ответ на которое специалисты должны уметь своевременно и грамотно отреагировать. Эту задачу решает формат индивидуального консультирования родителей.

Индивидуальное консультирование

Представляет собой индивидуальную работу консультанта и родителя по поводу заявленной последним проблемы. Важно отметить, что консультирование представляет собой особый род профессиональных отношений и требует специальной подготовки консультанта (квалификация «психолог», знание методов и техник психологического консультирования, оптимально: наличие подготовки по специальности психолог-консультант).

 Очень часто последовательная и грамотная реализация описанных выше форматов психопрофилактической работы (создание родительских клубов, проведение лекториев), автоматически формирует запрос у некоторых родителей на получение поддержки в формате индивидуального консультирования. Как правило, среди тех, кто обращается за помощью, оказываются родители учащихся, являющихся объектами вторичной психопрофилактики. Таким образом, без специальных и не всегда точных процедур по выявлению группы риска, специалисты получают важнейшую информацию и возможность проводить адресную психопрофилактическую работу, как с самими учащимися, так и с семейной системой в целом, что в случае психопрофилактики химических аддикций является обязательным условием эффективности этой работы.

 

 

Приложение 1

 

Мотивационная беседа

 

Психологические рекомендации по построению мотивационной беседы с родителями в рамках работы по организации социально-психологического тестирования учащихся на предмет выявления склонности к формированию аддиктивного поведения по химическому типу

Что такое мотивационная беседа?

Мотивационная беседа – это особым образом организованное общение, в котором участвует специалист и реципиент (группа реципиентов) и целью которого оказывается формирование мотива у реципиента.

Эффективность мотивационной беседы определяется не количеством переданной и механически усвоенной реципиентом информации, но тем, как изменилось отношение реципиента к той или иной активности.

 Прямым следствием такого понимания мотивационной беседы оказывается следующее:

-важно не только, что говорится, но и как это говорится.

-важно субъективное отношение специалиста к передаваемой информации

-нет и никогда не возникнет универсальных, и на 100% эффективных мотивационных технологий: человек, с которым мы встречаемся в мотивационной беседе, уникален и обладает свободной волей.

Информированный отказ реципиента нельзя рассматривать, как неудачу и профессиональный неуспех специалиста (!) Агрессивные требования представителей чиновничества или школьной администрации получить 100% согласие родительской общественности заведомо неэтичны и нереалистичны. Подобные требования лишь повышают уровень тревоги у специалиста, проводящего беседу и снижают вероятность ее успешного проведения.

 

Далее мы постараемся разобраться, что и как следует говорить родителям во время мотивационной беседы, в рамках организации работ по социально-психологическому тестированию учащихся на предмет выявления склонности к формированию аддиктивного поведения по химическому типу (обратите внимание на эту сложную формулировку, непонимание ее смысла очень часто является камнем преткновения во взаимодействии специалистов системы образования и родительской общественности. Ниже мы раскроем ее смысл).

 

Структура мотивационной беседы

  1. Общее информирование

Обратите внимание: информирование должно быть кратким. Избыток информации без запроса (он еще не сформирован!) на ее получение вызывает скуку и раздражение. Рекомендуемая длительность информационной части – 5-7 минут. Старайтесь обратить внимание родителей на универсальность и легитимность процедуры тестирования:

универсальность: проводится повсеместно, является мерой в ряду психопрофилактических мер, необходимых для эффективного противостояния наркоугрозе.

легитимность: проводится на основании законодательства РФ.

  1. Мотивационное информирование

В данной части беседы мы стремимся раскрыть актуальность данной психопрофилактической меры. Безусловно, специалисту здесь придется упомянуть о масштабах наркоугрозы и об уязвимости подросткового сообщества по отношению к ней, а также собственно о психопрофилактическом смысле тестирования.

Основные рекомендации по данному блоку:

- говоря о наркоугрозе, приводите живые, личностно значимые и эмоционально заряженные примеры.

Наркомания – это не статистика, это судьбы людей. Рекламу курительных смесей («spice») сегодня можно встретить на остановках общественного транспорта, на спортплощадках и даже на стенах школ. Это значит, что никто не защищен на 100%

- постарайтесь самостоятельно разобраться в смысле и целях социально-психологического тестирования и, что немаловажно, в границах приложимости данного метода.

  1. Децентрация и работа со страхами реципиента

 Это наиболее важная и ответственная часть мотивационной беседы. Если вы видите, что удерживаете внимание и расположение аудитории, то можете пойти на риск прямого обращения, инициировав диалог, целью которого будет выражение страхов и сомнений родителей.

Если такого контакта с аудиторией нет, то вашей задачей станет децентрация, временное смещение в позицию реципиента, выступление как бы от его лица, с целью обозначения основных причин его возможного сопротивления.

 В нашем случае таких страхов, как правило, два:

-утечка информации

-негативное влияние результатов тестирования на дальнейшую судьбу ребенка

Здесь необходимо упомянутьо конфиденциальности и анонимности процедуры тестирования. Кроме того, важно понимать, что оба страха связаны с неверным пониманием сути и целей социально-психологического тестирования. Задачей специалиста в этом случае будет грамотно раскрыть их. Итак, выше мы приводили формулировку: «социально-психологическое тестирование учащихся на предмет выявления склонности к формированию аддиктивного поведения по химическому типу». Что это значит?

Во-первых, итогом социально-психологического тестирования не может стать «диагноз». Например, «наркомания».

Во-вторых, в рамках тестированияНЕ выявляется даже «с какой вероятностью тот или иной тестируемый может стать наркоманом или алкоголиком», но лишь насколько личность тестируемого подвержена тем или иным специфическим рискам вовлечения в употребление.

Верное понимание первых двух пунктов приводит нас к однозначному выводу, тестируемый не может быть скомпрометирован результатами тестирования, ДАЖЕ в случае утечки информации. Социально-психологическое тестирование НИКОГДА не будет достаточным основанием, например, для постановки на учет.

 И наконец, так для чего же проводится социально-психологическое тестирование, если «не для подсчета наркоманов».

Верный ответ: в первую очередь для того, чтобы сделать психопрофилактическую работу с учащимися информированной и зрячей. Даже без знания конкретных имен и фамилий, тестирование позволяет подготовить эффективные психопрофилактические мероприятия на уровне муниципальных образований и каждой конкретной образовательной организации.                                                                                   


          И конечно для того, чтобы помочь самим родителям и учащимся контролировать соответствующие риски: родители учащегося могут повторить тестирование по индивидуальному запросу и обсудить со школьным психологом, чтобы разработать адресный психопрофилактический маршрут именно для их ребенка. В этом случае ознакомиться со своими результатами может и сам тестируемый (после 15 лет с письменного согласия подростка).

 

Приложение 2

 

Пример психопрофилактического лектория для родителей

 

  1. Мотивационная беседа (что такое «психопрофилактика» и для чего она нужна, феномен первичной, вторичной и третичной психопрофилактики, презентация курса, обратная связь группы) - 1 лекция (2 ак.ч.)
  2. Подростковый возраст: (хронологические рамки, верхний и нижний пубертат, специфика психофизиологического развития, основные линии развития жизненного мира, ключевые потребности, характерные подростковые реакции)

- 2 лекции (4 ак. ч.)

3.Семья (типология семейных укладов, функции семьи, понятие дисфункциональной семьи, феномен воспитания и стили воспитания) -2 лекции (4 ак. ч.)

  1. «Отклоняющееся поведение»: от нежелательного к разрушительному (понятие девиантного поведения, разновидности подростковых девиаций: суицидальное поведение, делинквентное поведение, аддиктивное поведение, базовые юридические аспекты проблемы) – 2 лекции (4 ак. ч.)
  2. Аддиктивное поведение (понятие аддиктивного поведения, аддиктивная личность, многообразие аддикций, особенности подростковых аддикций, «лечить или учить?») – 1 лекция (2 ак. ч.)
  3. Химическая зависимость (аддиктивное поведение и зависимость, концепция болезни: био-психо-социо-духовная модель, феноменсо-зависимости, особенности протекания химической зависимости в подростковом возрасте) – 2 лекции - (4 ак. ч.)
  4. Как не допустить беды? (факторы риска и факторы протекции, создание безопасной среды: семья+школа, карта институциональных ресурсов: куда обратиться в случае проблемы) – 2 лекции (4 ак. ч.)
  5. Обратная связь (ответы на вопросы группы, дискуссия) – 1 беседа (2 ак. ч.)

Общая продолжительность курса – 13 лекций, 26 ак. часов

 

 

Рекомендуемый комплект компьютерных методик

 

Рекомендованный комплект является базисным инструментом профессиональной компьютерной психодиагностики и включает в себя основные ведущие программы тестирования.

Блок методик позволяет проводить необходимое Вам исследование в условиях высокой загруженности и сжатых временных рамках. Преимущество данного блока программ в том, что Вы можете провести исследование как по всем, так и по отдельно интересующим Вас сферам личности.

 

Сфера применения

Предназначен для использования: практическими психологами, консультантами, социологами, врачами, педагогами, в сфере профессионального отбора, семейного и индивидуального консультирования, а также для дифференциальной диагностики, индивидуализации мер психологической коррекции и психотерапии.

 

Перечень выявляемых свойств личности:

  • базисные потребности,
  • уровень интеллекта,
  • мотивационная направленность,
  • самооценка,
  • стиль межличностного поведения,
  • профессиональная направленность личности,
  • полоролевой статус,
  • характер,
  • тип реагирования на стресс,
  • защитные механизмы,
  • когнитивный стиль,
  • ведущие потребности,
  • фон настроения,
  • уровень тревожности,
  • уровень агрессивности,
  • сексуальная ориентация,
  • степень адаптированности индивида и возможный тип дезадаптации,
  • наличие психических отклонений,
  • выраженность лидерских черт,
  • склонность к суициду,
  • предрасположенность к алкоголизму,
  • количественные и качественные характеристики устойчивых профессионально важных свойств,
  • глубинные проблемы личности,
  • актуальное состояние,
  • индивидуальный стиль переживания.

 

Основные позиции в работе комплекта

        Программы полностью автоматизированы и работают независимо друг от друга

        Результат тестирования имеет полную текстовую интерпретацию, с построением графика

        Методики позволяют сохранить и распечатать результаты исследования

 

Базисные методики:

1,2. Стандартизированные многоаспектные личностные опросники (СМИЛ 566 и ММИЛ 398) (MinnesotaMultiphasicPersonalityInventory,MMPI) — опросник личностный, значительно переработан и рестандартизирован под названием СМИЛ. СМИЛ содержит 566 или 398 утверждений и позволяет с высокой степенью достоверности выявлять черты и типы характера, стиль поведения и общения, способность к адаптации и скрытые психические отклонения, профессиональную пригодность, прогнозировать вероятность и содержание затруднений в различных видах учебной деятельности.

  1. 16-факторный личностный опросник Р.Б.Кеттелла (105 С)

(SixteenPersonalityFactorQuestionnaire, 16PF) — предназначен для измерения 16 факторов личности. Результаты тестирования отражают особенности коммуникативной сферы, степень социальной адаптации, эмоционально-волевой регуляции поведения, склонность к асоциальному поведению, наличие эмоциональных, личностных проблем, лидерского, творческого потенциала.

  1. Модифицированный личностный тест Л.Сонди (МПВ)

(SzondiTestisapersonalityevaluationtestoftheprojectivetype) — проективная методика, предназначена для диагностики содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния, профессиональных, сексуальных и криминальных предпочтений, содержания проблем и возможностей, выявления уровня стресса и эмоциональных расстройств.

  1. Характерологический опросник акцентуаций К.Леонгарда

(QuestionnaireK.Leongarda) – позволяет быстро, надежно исследовать отдельные свойства темперамента, выявлять дисгармоничные сочетания свойств и типов акцентуаций.

  1. Личностный опросник Мини-Мульт (сокращенныйMMPI71 вопрос)

(Mini-Mult) — сокращенный вариант опросникаMMPI, состоящий из 71 утверждения, отобранного на основе факторного анализа, что позволяет сократить время обследования до 15 минут.

  1. САН (Самочувствие, Активность, Настроение)

(САН) — позволяет количественно оценить текущее психическое состояние по трем шкалам: самочувствие, активность, настроение, выявлять степень психоэмоциональной реакции на нагрузку, исследовать индивидуальные особенности и биологические ритмы психофизиологических функций.

  1. Восьмицветовой тест М.Люшера (МЦВ)

(LuscherFarbwahlTest) — проективная методика исследования личности, предназначается для оценки психоэмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям, оценке уровня работоспособности и надежности в сложных и опасных ситуациях, определить особенности поведения в экстремальных ситуациях.

 

Специализированные методики:

1)        Айзенк (темпераментологический опросникEPI)

(EysenckPersonalityInventory, илиEPI) — предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности существенных компонентов личности: нейротизма, экстраверсии, интроверсии и психотизма.

2)        Ч.Спилбергер – Ю.Ханин (личностная и реактивная тревожностьSTAI)

(SpielbergerState-Traite-Anxiety-Inventory,STAI) — предназначен для экспресс-диагностики уровня ситуативной тревожности как актуального состояния человека и как личностной черты.

3)        Тест К. Томаса (способы реагирования в конфликтных ситуациях)

(Reactionindisputedsituations,KennethThomas-test) — позволяет выявить наиболее предпочитаемые формы социального поведения индивида в ситуации конфликта, а также определить тенденции его взаимоотношений в сложных условиях. Опросник Йовайши (профессиональная ориентация личности)

4)        Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши предназначается для изучения профессиональных интересов и склонностей личности к различным сферам деятельности.

5)        Методика УСК (уровень субъективного контроля)

6)        Методика УСК предназначена для оценки сформированного уровня субъективного контроля личности при социальном взаимодействии. Опросник А.Ассингера (тест агрессивности)

7)        Опросник А.Ассингера предназначается для диагностики агрессивности личности, уровня корректности при социальных контактах, и позволяет судить о направленности агрессии.

8)        Б.Баса анкета (диагностика направленности личности) Анкета Б.Баса диагностирует личностные характеристики соответствующие трем видам личностной направленности личности.

9)        Опросник Дж. Голланда (Профессиональная направленность личности)

(Holland'sVocationalPreferenceInventorytest) — определяет профессиональный тип личности, и ориентирован на выбор профессии с учетом соотнесения с индивидуальными особенностями.

10)      Тест С. Деллингер (Психогеометрическая методика ПГТ)

(Psychogeometrictest) — проективная методика исследования личности. При интерпретации результатов анализируется символическое значение геометрических фигур.

11)      Опросник уровня агрессии А. Басса - А. Дарки

(Buss-DurkeyInventory,BDI) — направлен на диагностику восьми индексов агрессивных и враждебных реакций.