Лукичёв В.В. Интегрированные психопрофилактические программы: актуальность и основные принципы построения

Актуальность

  • К сожалению, актуальность развития современных психопрофилактических технологий не нуждается в детальном обосновании.

Достаточно просто следить за сводками новостей. Только за последние 5 лет мы стали свидетелями ряда эпидемий, захлестнувших детей и подростков и унесших тысячи жизней. На первом месте по интенсивности деструктивных последствий - рост наркотизации в подростковой среде. На первый взгляд, данный факт опровергается рядом исследований, проведенных врачами наркологами и показавшими некоторое снижение показателей злоупотребления по позициям: героин и амфетамин, что обусловлено, как это ни парадоксально, не снижением, а наоборот – ростом интереса к наркотикам в среде младших и старших подростков. Наркотический рынок выбросил на улицы новый вид разрушительных веществ, быстро завоевавших популярность у молодежи и на время оттеснивших привычные для учетной статистики опиоиды и стимуляторы. Первым из них стал SPICE (опасный наркотик, в химический состав которого входят синтетические агонисты каннабиноидных рецепторов из группы нафтоилиндолов и фенилацетилиндолов (JWH)), затем - так называемые «соли» (наркотическое вещество мефедрон). В силу широкой доступности и дешевизны популярность этих наркотиков росла и растет в геометрической прогрессии. Несмотря на юридическое и социальное противодействие – противоядие пока не найдено.

  • Далее – развитие суицидальных тенденций в подростковой среде.

С 2013 по 2017 отмечается несколько волн подростковых суицидов, последние из которых развернулись в интернет пространстве, используя социальные сети, как инструмент заражения и запечатлелись в сознании встревоженных родителей, как эпидемии «групп смерти». «Море китов», «Тихий дом», «Ня Пока», «Разбуди меня в 4:20» - эти и подобные им паблики (увы, при косвенном содействии прессы) получили широкую популярность в молодежной среде, популярность эквивалентную десяткам, а возможно и сотням смертей.

  • Нельзя назвать новой тенденцию, которая в современной психологической литературе (Аудмайер К., Кон И.С., Лейн Д.А.) получила название «буллинг».

ая травля или групповое преследование – это феномен, который давно и прочно врос в структуру социальных институтов, призванных учить, воспитывать и содействовать социализации подростков. Нетрудно увидеть взаимосвязь между ростом агреШкольнссии у одних подростков и развитием суицидальных и аддиктивных паттернов у других.

  • Нельзя однако умолчать и о тех феноменах и тенденциях, которые ярко проявились у российской молодежи лишь в последнее десятилетие, а до того попросту не существовали, в связи с чем у специалистов помогающих профессий просто отсутствуют знаниевые и инструментальные ресурсы для успешного профилактирования. К таким тенденциям можно отнести «кибер-буллинг» или масштабную интернет-травлю, виртуальную зависимость, дисморфические психозы у девушек, идущие бок о бок с расстройством пищевого поведения в результате увлечения деструктивными диетами.

Это далеко не полный список реальных угроз, с которыми ежедневно встречается современный подросток.

Способна ли эффективная первичная профилактика решить все эти проблемы или, по крайней мере, снизить потенциал их влияния на молодых людей? Нет, если мы говорим о профилактике в ее нынешнем состоянии и да, если мы постараемся найти новые, прочные основания для формирования профилактической культуры. Наша программа, как представляется, ценна не столько описанием конкретной методологии психопрофилактической работы, сколько определением подобных оснований и, как следствие, перспектив эффективного развития профилактических технологий.

 

Концепция

Говоря о первичной профилактике, мы должны рассматривать три основных пространства, где она может быть реализована – это 1) образовательное пространство, 2) открытый социум, 3) киберпространство. Это три поля, которые составляют жизненный мир современного подростка. Данный проект сосредоточен на задачах профилактики в образовательном пространстве, однако хочется отметить особую актуальность постановки и решения профилактических задач в сети интернет.

 Модель: «интегрированная психопрофилактическая программа для системы среднего образования»

- Задачи первичной профилактики предполагают комплексность и межведомственное взаимодействие. Однако мы придерживаемся представления, согласно которому эффективна только та профилактическая работа, которая имеет стержневой элемент, характеризующийся принципами:

- системности,

- перманентности,

- концептуальной обоснованности -

над которыми надстраиваются отдельные профилактические элементы.

Таким стержневым элементом является интегрированный тип психологической профилактики деструктивных тенденций у подростков в системе образования.

Данный вид программ предполагает ряд базовых принципов, которые на наш взгляд, являются основным условием эффективности, но, на данный момент не реализуются или реализуются хаотично в ОУ Российской Федерации. К таким принципам относятся:

  • Принцип «позитивного вектора»: подразумевает, что все профилактические мероприятия имеют в первую очередь развивающее, обучающее и помогающее направление. Позитивная психопрофилактика не использует технологий «запугивания», «интенсивной суггестии» и «избыточного информирования», которые способны привести к эффекту противоположному профилактическому
  • Принцип «интеграции»: подразумевает принцип сращения профилактической работы с процессом образования. Включение психопрофилактических мероприятий в предметную сетку наряду с уроками и классными часами.
  • Принцип «формирования культуры»: подразумевает генерирование профилактического эффекта в самом школьном пространстве, а не привнесение его через ряд внешних интервенций приглашенных специалистов, не имеющих к ОУ прямого отношения.
  • Принцип «перспективного эффекта»: подразумевает, что позитивный эффект усиливается по мере укоренения профилактической культуры в пространстве ОУ, что происходит за счет формирования традиции, снижения сопротивления новизне со стороны учащихся и родительской общественности, более полному овладению педсоставом технологиями эффективной профилактики.
  • Принцип «единства»: предполагает, подкрепленный возрастной психологией, взгляд на типологическое сродство и взаимосвязь различных типов девиантного поведения в условиях раннего и позднего пубертата. Так, личность потенциального суицидента и аддикта имеет ряд общих свойств, а аддиктивное поведение часто сопровождается суицидальными настроениями и наоборот (Менделевич В.Д.) Также очевидно единообразие черт подростка с выраженной склонностью к агрессивному поведению, «буллингу» и потенциальным делинквентом. Прослеживается и системная взаимосвязь между влиянием одних тенденций на другие: рост агрессии у одной части подростков в классе приводит к нарастанию суицидальной готовности и аддиктивного избегания - у другой. Таким образом, наиболее продуктивным будет профилактический подход ориентированный на понимание единой феноменологии и системной взаимосвязи различных подростковых девиаций. Иными словами, все проблемы должны решаться в рамках единой профилактической программы, но на разном уровне и за счет разных инструментов.
  • Принцип «различия»: предполагает работу с различными профилактическими контингентами (для ОУ – это Учащиеся-Родители-Педагоги). Различение возрастных и потребностных границ при работе с учащимися. Дифференциацию различных форматов психологической и педагогической работы, в зависимости от реализуемой задачи (так: для работы с психотравмой ребенка подойдет формат индивидуальной сессии, но совершенно не подойдет формат группового тренинга) и, наконец, вытекающую отсюда дифференциацию методов работы.
  • Принцип «оценки эффективности»: подразумевает наличие специально определенных критериев эффективности и инструментов ее оценки. Для приводимой программы такими критериями станут различные аспекты психологического благополучия учащегося, изменение семейной системы в сторону повышения функциональности, рост удовлетворения пед. состава условиями труда и т.д. Соответственно инструментом оценки будет являться комплексное психодиагностическое исследование каждого профилактического контингента по установленным критериям. Исследование должно проводиться по плановым срезам – не менее двух для каждого контингента.
  • Принцип «оперативной самокоррекции»: подразумевает изменение отдельных элементов программы в ходе адаптации их к реалиям ОУ или некоторым особенностям профилактических контингентов, выявляемых в ходе диагностического исследования и включенного наблюдения.
  • Принцип «включенного наблюдения»: подразумевает постоянный контакт и взаимодействие специалистов проекта с профилактическими контингентами, их присутствие в образовательном пространстве и наблюдение за климатом образовательной среды вне определенных регламентированных во времени профилактических мероприятий.

Владимир Лукичев, гештальт-терапевт, ведущий психолог ГБОУ МО Центр «Ариадна»