Фишман Л.С. Профилактика наркомании и спайсовой зависимости в образовательной среде
Прежде чем говорить о наркомании, следует разобраться в самом понятии-наркотик.
Наркотик(слово греческое) означает – приводящий в оцепенение, ступор.
Наркотики – это опасные и вредные вещества, вызывающие необратимые процессы в организме человека и приводящие к развитию психической и физической зависимости, т.е. к развитию тяжелого заболевания-наркомании.
Краткий исторический аспект.
Возраст исторических свидетельств об изготовлении и употреблении психоактивных веществ насчитывают более семи тысяч лет.
Например, в трактатах Древнего Египта упоминается опий, наркотические свойства мака описываются в «Илиаде» Гомера, древние инки использовали коку в ритуальных целях. Наибольшей активности рынок опия достиг в 19 веке.
Каннабисиспользовался в Центральной Азии, Китае, Индии, Ближнем и Среднем Востоке, Африке и Америке.
Эпидемиякокаиновойнаркомании захлестнула США в начале ХХ века.
В СССР в 60-е, 70-е годы процент наркомании был мизерным. Причиной этого был «железный занавес», изолировавший СССР от других стран, жесткий контроль над гражданами и невысокая степень коррумпированности чиновников.
В состав наркоманов входили, в основном, морфисты, получившие зависимость во время лечения от тяжелых заболеваний.
Поэтому профилактика сводилась к предупреждению людей об опасности употребления морфия в качестве медикамента.
В уголовном кодексе СССР не было статьи об изготовлении и распространении наркотиков.
К концу 70-х игнорировать резкое увлечение наркозависимых власти уже не могли, но проблему замалчивали.
80-е годы стали формированием нового образа наркомана.
Молодежь стала употреблять внутривенно опий, эфедрин, перветин, появились любители покурить марихуану.
В конце 90-х страну охватила настоящая эпидемия наркотической заразы среди подростков. Смертность от передозировки в то время была на пределе. Менялись наркотики, появилось большое количество синтетических. Так называемые «дискотечные» наркотики распространялись в местах массового скопления молодежи, на дискотеках, в образовательных учреждениях. Появились наркопритоны.
В России понятие «наркотик» стало юридическим термином после принятия ГД РФ закона № 3-ФЗ от 08.01.1998г. «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Закон трактует, что наркотиками считаются субстанции и препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров подлежащих контролю в Российской Федерации.
В настоящее время в России отмечается распространение веществ, схожих по действию на организм человека с наркотическими средствами и психотропными веществами, но не запрещённых к обороту. Это широкий круг производных индолового и индазолового ряда, применяемых наркопроизводителями в составе «курительных смесей».
Что же происходит сейчас?
Сейчас синтетические наркотики нового поколения обрели популярность среди молодежи.
Спайс, соль, микс – все это опаснейшие наркотики сильного стимулирующего действия, разрушающие психику человека. Они обрели популярность благодаря дешевизне и доступности. Спайс распространяется через интернет и закладки, о месте нахождения которых извещают в СМС сообщениях.
Согласно Федеральному закону то 03.02.2015г. № 7-ФЗ были внесеныизменения в статью 2.2 № 3-ФЗ о том,что в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен включаются вещества, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом.
«Спайс» - это слово позаимствовано у англичан и означает пряность или траву. Оно не носило негативного оттенка, пока американские ученые не изобрели искусственную смесь, которая обладала эффектом тяжелейшего наркотика.
Спайс – это ряд разных трав, пропитанных химическими веществами. Большой проблемой стало быстрое распространение этого вещества никем не контролируемое, т.к. мало, кто знал о его страшных последствиях.
Наконец, поняв масштабы трагедии, осознав количество зависимых, власти многих стран, в том числе и России в 2010 году наложили запрет на использование и распространение курительных смесей.
Несмотря на это, спайсы продолжают распространять в молодежной среде, и наркотизация набирает свои обороты.
Последствия зависимости от спайса приводит в ужас – это тяжелые формы психопатии, шизофрении, уход в нереальный мир, необратимые нарушения работы головного мозга.
В состоянии «кайфа» человек становиться жестоким, у него пропадает контроль над эмоциями, исчезают духовно-нравственные ограничения и самоконтроль. Обкурившиеся молодые люди легко совершают правонарушения, убийства, выбрасываются из окон, бегают голыми по улицам, видят галлюцинации и т.д. Когда действие спайса заканчивается, они часто не помнят, что с ними происходило.
Спайсы нарушают нервную систему до такого состояния, что при прекращении употребления человек не может вернуться к нормальному состоянию. Психозы сохраняются длительное время. Часто спайсовые наркоманы попадают в психиатрические клиники и им требуется длительное лечение.
Отследить и определить точный химический состав спайсовой смеси невозможно (китайские производители спайса постоянно модифицируют формулу наркотического вещества). Поэтому эффект и последствия от воздействия спайсов предугадать очень сложно.
Лечение спайсовой зависимости намного труднее традиционного лечения наркомании.
Всегда лечить болезнь гораздо труднее, чем предотвратить её.
Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез, и родители в большинстве своем заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.
Возможно, поэтому большую часть ответственности за спасение юных душ от наркотиков берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.
Поэтому профилактика наркозависимости должна стать неотъемлемой частью просвещения. Для этого в образовательных учреждениях проводится профилактическая работа, включающая лекции, семинары, тренинги, демонстрации фильмов, социально-психологическое тестирование, просветительскую работу среди родителей, педагогов, организацию досуга и многое другое.
Учитывая актуальность проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.
Формирование у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ реализуется за счет мероприятий целостной профилактической системы.
В терминологии ВОЗ различают первичную, вторичную и третичную профилактику.
Задачу первичной профилактики ставят предупреждение употребления наркотиков. В методике этой профилактики существует четыре основных направления:
- активная воспитательная работа среди молодежи и подростков;
- санитарно-гигиеническое воспитание населения;
- общественная борьба с распространением и употреблением наркотиков;
- административно-законодательные меры.
Вторичная профилактика наркомании - это раннее выявление лиц, эпизодически употребляющих психоактивные вещества, и их лечение, а также предупреждение рецидивов и проведение поддерживающей терапии.
В задачу третичной профилактики входят социальная и медицинская реабилитация больных наркоманией.
Система профилактики наркомании будет более эффективной если:
- подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;
- поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- осознание сущности наркотической зависимости будет идтипараллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
- в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.
Информация по профилактике наркомании должна соответствовать следующим требованиям:
- быть позитивной и не иметь оттенка безысходности;
негативная информация должна освещать трагические последствия употребления алкоголя и наркотиков;
- в СМИ не должны демонстрироваться сцены употребления наркотиков и алкоголя;
- любая публикация должна быть в виде понятной информации и соответствовать рекомендациям по профилактике употребления алкоголя и наркотиков;
- каждая публикация должна иметь мотивационное воздействие на адресную аудиторию;
- подготовку материалов должны осуществлять только специалисты – наркологи, психологи, сотрудники правоохранительных органов, социальные работники;
- любую информацию по профилактике наркомании и алкоголизма должен одобрить специальный экспертный совет.
Принципы работы:
К о м п л е к с н о с т ь и л и с о г л а с о в а н н о е в з а и м о д е й с т в и е:
- органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании;
- специалистов различных профессий, так или иначе имеющих отношение к работе с детьми (воспитатели, педагоги, школьные, медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектора подразделений по делам несовершеннолетних и др.);
- органов управления образования (региональном, муниципальном уровне).
Д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о с т ь: дифференциация целей, задач, методов и форм работы с учетом:
- возраста детей;
- степени вовлеченности в наркогенную ситуацию.
А к с и о л о г и ч н о с т ь: формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
М н о г о а с п е к т н о с т ь (сочетание различных направлений профилактической работы):
- социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к употреблению алкоголя и наркотических веществ);
- психологический аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой);
- образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ).
Л е г и т и м н о с т ь: профилактическая работа осуществляться в рамках правовой базы (с учетом нормативных актов о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой, а также прав и обязанностей детей и молодежи).
П р е е м с т в е н н о с т ь. Этот принцип включает в себя два взаимосвязанных аспекта:
- согласованность профилактических мероприятий, проводимых различными учреждениями;
- анализ, обобщение и использование уже существующих технологий профилактики наркомании (знакомство с опытом зарубежных и отечественных педагогов, практикой работы общественных организаций и других образовательных учреждений).
Н е п р е р ы в н о с т ь: профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования
С и с т е м а т и ч н о с т ь. Работа по профилактике ведётся систематически, а для этого все принимаемые меры сведены в систему, где каждая отдельная мера согласуется с другой, не противоречит ей, вытекает одна из другой.
В соответствии с вышесказанным, можно выделить 4 основных
направления работы в образовательных учреждениях по профилактике наркомании:
1)Работа с детьми:
- общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
- работа с детьми «группы риска»;
- работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;
- работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.
2)Работа с педагогическим составом:
- подготовка учителей к ведению профилактической работы;
- организационно-методическая антинаркотическая работа.
3)Работа с родителями:
- информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
- работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);
- психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;
- поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).
4)Работа с различными организациями,ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (на региональном и муниципальном уровнях).
Основные составляющие системы
профилактики наркомании в образовательных учреждениях и их взаимосвязь
Администрация образовательного учреждения: осуществляет планирование, контроль и координацию профилактической работы в целом.
Учителя-предметники: обеспечивают организацию профилактической работы на уроке (использование антинаркотических материалов в качестве фрагментов урока).
Классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психолого-педагогической службой образовательного учреждения и т. д.).
Медико-психолого-педагогическая служба
Педагог- психолог обеспечивает:
- организацию развивающей работы со всеми обучающимися, включая тренинги личностного роста и другие виды групповой развивающей работы;
- психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;
- психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в процессе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение различных конфликтных ситуаций);
- проведение социально-психологического тестирования;
- выделение групп риска с помощью ежегодного тренинга;
- организацию целостной психологической помощи детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне образовательных учреждений.
Социальный педагог несет ответственность за:
- привлечение к совместной работе различных заинтересованных
организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;
- организацию досуга учащихся как внутри образовательного учреждения, так и с привлечением организаций дополнительного образования детей и молодежи;
- систематическую работу с семьями обучающегося (особенно с семьями детей группы риска).
Органы ученического самоуправления: создают волонтерское движение, проводят социологические опросы, участвуют в антинаркотических мероприятиях.
Библиотека: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.
Учреждения дополнительного образования и культуры: обеспечивают максимальную занятость в течение дня, отсутствие времени для безделья.
Районная и городская наркологическая служба организует:
- информационно-просветительскую работу с обучающимися о медико-социальных последствиях употребления алкоголя, табака, токсических, наркотических веществ;
- лекционную работу с педагогическим составом образовательного учреждения по темам, связанным с организацией профилактической работы среди несовершеннолетних, рассматривает вопросы диагностики потребления наркотических веществ;
- консультативную работу с родителями: признаки приобщения ребенка к наркотикам, лечение наркомании и стратегия поведения родителей в период реабилитации.
- тестирование обучающихся на предмет употребления наркотиков.
Правоохранительные органы:
- работают с детьми по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических веществ;
- осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании;
- проводят педагогические семинары на тему правового обеспечения профилактической работы в образовательных учреждениях;
- обеспечивают взаимодействие образовательного учреждения с районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделениями профилактики правонарушений несовершеннолетних для разъединения в районе образовательного учреждения групп наркотизирующихся подростков, которые могут вовлекать в наркотизацию все новых детей и подростков;
- организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме наркотических веществ.
СМИ и Интернет: оказывают существенное влияние на характер молодежной моды и состояние молодежной культуры в целом. В связи с этим сегодня необходимо:
- увеличить в сетке телерадиовещания (прежде всего на государственных телерадиоканалах) объем регулярных тематических информационно-образовательных программ профилактической, воспитательной, спортивно-оздоровительной направленности, специализированных программ для детей и молодежи;
- обеспечить распространение антинаркотических материалов в сети «Интернет» путем создания тематических сайтов.
Семья.
Наркомания сегодня – сложная многоаспектная проблема, которая обусловлена социальными, семейными и личностными факторами. Это болезнь, от которой нужно лечить не только наркомана, но и всю его семью. Именно поэтому одним из ведущих элементов профилактической системы является работа с родителями, которая включает в себя:
- проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории;
- родительские собрания с обсуждением воспитательных, психологических проблем развития и поведения ребенка;
- организацию родительских семинаров по проблемам семьи, воспитания и антинаркотической профилактической работы;
- организацию родителей, готовых участвовать в оказании социальной поддержки другим семьям, создание групп родительской поддержки для «трудных» семей данным образовательным учреждением;
- работа с конфликтными семьями, включая данные о случаях социального вмешательства со стороны службы социальной помощи;
- семейное консультирование по проблемам взаимоотношений с ребенком;
- психологическую поддержку семье со стороны школьного психолога, социального педагога;
- оказание помощи родителям в проведении в семье тестового контроля вероятных случаев токсико-наркотического опьянения;
- консультирование родителей по особенностям взаимоотношений с ребенком, который прошел лечение и находится на стадии реабилитации.
Правильно проводимые профилактические мероприятия обязательно станут сдерживающим фактором и уменьшат риски приобщения молодежи к наркотикам.
Тактика поведения педагога при реальном столкновении с употреблением учащимися курительных смесей или других ПАВ:
В случае, когда состояние подростка может быть расценено как алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо:
- Удалить учащегося из класса (группы), отделить его от остальных детей.
- Немедленно поставить в известность руководителей учреждения.
- Срочно вызвать медицинского работника.
- Известить о случившемся родителей (опекунов).
- Нецелесообразно немедленно проводить разбирательство о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков. Собеседование с подростком по этому случаю следует провести после встречи с родителями и медицинским работником, т.е. после получения объективной информации о возможностях и путях коррекционного вмешательства.
- При совершении подростком в наркотической интоксикации или алкогольном опьянении хулиганских действий, целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
Самым грозным осложнением употребления наркотиков и токсических средств является передозировка: может наступить смерть от остановки дыхания, сердца или перекрытия рвотными массами дыхательных путей. Важно вовремя оказать первую помощь и вызвать «Скорую помощь». Признаками передозировки являются: потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхание, плохо прощупывающийся пульс, отсутствие реакции на внешние раздражители, рвота.